Куклы своими руками - мастер-класс для мамы и дочки

Куклы своими руками - мастер-класс для мамы и дочки

Кукла является образом человека. Изменение характера и внешнего вида может рассказать о том, как, например, изменяется образ человека в историическом потоке. Их качество определенным образом влияет на формирование у ребенка образа  самого себя и человека вообще.

Относитесь к кукле серьезно

Поэтому очень важно, какую имено куклу предлагают для игры ребенку  мама, воспитатель, мастер-кукольник. И здесь сколько представлений о взаимосвязи игрушки и ребенка  - столько и вариантов кукол... От "дайте мне на пять рублей что-нибудь не очень страшное для ребенка"  до ...дорисуйте сами.

Первые куклы - те, которых ребенок зачастую чаще тянет в рот, чем играет в руках, должны быть хорошо обозримы и приятно осязаемы - если подвешены, то размером чуть больше ладошки, если положены рядом - немногим больше головки ребенка. А когда ручки в состоянии удержать куклу - размер соответсвующий объятиям малыша. Позже при выборе размеров и цвета куклы  все больше имеет значение проявляющаяся индивидуальность ребенка: некоторые очень рано чувствуют потребность в собственном "маленьком" мире - им нужны куклы поменьше, другие просят  "как настоящего ребеночка" - но не более того. Эти же индивидуальные качества требуют и выбора определенного цвета - активным - поярче, медлительным - помягче, пастельнее... 

Блог Аллы Ланцман

Что такое - вальдорфская игрушка и вальдорфская кукла?

Мир куклы невероятно многогранен. В кукольном царстве множество персонажей, мирно уживающихся друг с другом...

Возраст куклы практически равен возрасту человечества. Создавая куклу, человек творил и себя и свой мир, изменяя его через куклу. И каждое время знало своих кукол. Контекст куклы очень разнообразен и всегда связан с сотворением:  и куклы и человека, выражая его мотивы.

Народная кукла, обрядовая кукла, сословная кукла, фабричная кукла – за каждой из них свой культурно-исторический фон, свое предназначение. Авторская кукла, совсем недавнее рождение ее как вида кукольного творчества, - знак поиска в кукле индивидуальных, неповторимых черт самого автора, выражения его индивидуального душевного контекста.

Совсем молодая кукла – педагогическая. С осознанием того, что детство – особое время в жизни человека, требующее внимательного отношения к окружающей его ситуации, родились и новые игрушки, сохранив лучшее из кукольного наследия.

Вальдорфская кукла – одна из многих составляющих вальдорфской педагогики, которая не насчитывает еще и века, но распространена уже по всему миру, легко вписываясь в любую культуру. Принцип природосообразности, бережного и внимательного до деталей отношения к ребенку, необходимость считаться с естественным ходом развития ребенка – все это заложено и в вальдорфских игрушках. В отличии «потребительского» слоя игрушек, за которым – коммерческий посыл, вальдорфская игрушка учитывает, прежде всего, необходимость гармоничного воздействия на физическое, душевное и духовое существо ребенка.

Важно, что эти игрушки сделаные только из натуральных материалов. Нежная кожа ребенка чувствительна к "настоящему" и ненастоящему, да и лучше, если он знакомится сначала с Природным миром, а уже потом - с не очень здоровыми его производными... Дерево, натуральные ткани, овечья шерсть. То, что изначально несет в себе здоровое начало и так легко принимает тепло рук мастера, которое передается птом  в игре ребенку!

При подборе игрушек всегда  учитывается не только возраст ребенка, но и его личностные особенности - темперамент, конституция. С этим же связан и особый подход к выбору цветовой гаммы вальдорфских игрушек.

Практически всегда вальдорфская игрушка сделана вручную. Процесс ее создания очень трудоемок и времязатратен.  "Потоковость" в ней невозможна, она за редким исключением остается продуктом отдельных мастеров, прежде всего ( и по "задумке"  разработавших её вальдорфских педагогов) -  самих родителей! И в силу этого она всегда неповторима, уникальна, всегда несет в себе необходимые для конкретного  ребенка черты .

Отличаются эти игрушки и своей формой - всегда очень мягкой, пластичной, без резких линий и острых углов. Даже если это рыцарский замок или строительный набор (кубики, кстати, здесь искать не приходится - их заменяют тщательно обработанные на спилах кусочки дерева, чурочки, полешки, коряжки...). Такая форма позволяет стимулировать детскую фантазию, позволяет накапливать и создавать образы, которые позже будут основой здорового развития интеллекта.

Что касается куклы, то впервые в «кукольной» истории она  набивается теплой и мягкой овечьей шерстью, обладающими многими целебными качествами. Она долго хранит тепло, она невероятно пластична, а в валяных игрушках, например, дает непосторимые тактильные ощущения для детских ручек.... 

Пропорции куклы строго соответствуют пропорциям человека, а именно – маленького ребенка: соотношение высоты головы к телу равно 1:3. Черты лица кукол очень условны, они не навязывают ребенку определенный эмоциональный образ, но позволяют самому внутренне строить его, оставляя свободу для воображения. Набивка тоже имеет свои особенности – голова, как самое «твердое» у человека, и у куклы набита плотнее, чем тело, помогая детям правильно осознавать и свою телесность.

Игрушки-зверушки тоже имеют естественные пропорции, они условно передают характерный жест того или иного животного, не «очеловечивая» его, что массово наблюдается в коммерческой игрушке и массмедийных, "мультяшных" образах зверушек, с огромной головой и "по-человечески" одетых.

Бережность к своевременности душевного развития ребенка выражена и в том, что для каждого возраста в вальдорфской педагогике есть и своя игрушка, и  своя кукла – по мере того, как растет самосознание ребенка, меняется и образ куклы, «взрослея» вместе с ребенком, от простых, помогающих концентрировать внимание на главных деталях форм - до более проработанных, с большим числом деталей.

Но вальдорфская игрушка, кукла, всегда хранит тепло рук мастерицы, сделавшей ее. В идеале – это, конечно, мама ребенка. Эта кукла и создавалась для того, чтобы её шили родители для своих детей и подросшие дети. Только мама  может придать кукле  те черты, которые нужны именно ее ребенку. И множество мам по всему миру уже давно шьют этих чудесных кукол, и все эти куклы непохожи друг на друга!

Появляются и отделные мастерицы-кукольницы, посвящающее шитью вальдорфской куклы и игрушкам свое творчество. За редким исключением - это "вальдорфские мамы", дети которых посещают вальдорфские сады и школы. И это очень важно - именно в такой среде, при учете многих других факторов воспитания - соблюдения принципа природосообразности, ритмичности жизни, соблюденй законов возрастного развития, - кукла наиболее полно раскрывает и свой характер, и свои возможности. 

Блог Аллы Ланцман

Вальдорфские куклы для разных возрастов. Куклы для самых маленьких.

Вальдорфская педагогика придерживается положения о том, что образ куклы должен помогать формированию образа самого себя и человека у ребенка, а не препятствовать ему. Причем формирование образа опирается прежде всего на чувственный опыт ребенка – на то, как он постепенно овладевает своим собственным телом. Как он его ощущает.

Овладение собственным телом происходит у ребенка очень постепенно, это чудесным образом похоже на росток, пробивающийся сквозь покров земли, разворачивающий свои первые листочки , которые все сильнее тянуться вверх, к солнцу… Сначала младенец приподнимает головку, поворачивает ее из стороны в сторону, потом он приподнимает плечики, опираясь на ручки, садится, ползает… Когда еще он пойдет! Потому кукла, которая предлагается ребенку в этом возрасте – очень проста. Основной акцент делается на красивую, круглую головку, на свободное расположение в пространстве тела и конечностей, движение которых очень пластично.

Лицо, как правило, без глаз и ротика. Головка чаще всего покрыта шапочкой, иногда – с длинным хвостиком-ниточкой, словно связывающей еще ребенка определенным образом с тем миром, откуда он к нам пришел..

Куклы годовалых и чуть старше детей часто только присутствуют рядом с ним, или «играют» разговаривают, поют, - оживают в руках мамы. Это связано с характером игры детей самого младшего возраста. Их игра манипулятивна – кукла, как и любой другой предмет будет потащена в рот, брошена на пол. А потому самое место куклы в этом возрасте - сначала в постели малыша. Или в качестве подвески с колечком для режущихся зубов.

Вот несколько примеров таких кукол: куклы-уголки, узелковые, куклы-подушки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки..

 

photo

Блог Аллы Ланцман

Кукла-уголок - мастер-класс.

Для мам малышей всегда существует некоторая сложность при выборе куклы. Раз малыш - значит нужна кукла!

Но куклы для малышей имеют совсем иное значение, нежели для взрослых. Они ими еще не играют как с куклой , но как с любым предметом, которые окружают его. Игра в возрасте до 3-х лет носит, по выражению психологов, манипулятивный характер - ребенок трогая, пробуя "на зубок" вещи познает таким образом мир. И большее значение для его развития имеют не столько даже игрушки, сколько окружение в целом - его качество, цвет, запахи, фактура. И в этом смысле кукла как образ человека важна прежде всего с точки зрения своего присутствия вообще, доступностью для созерцания и здоровым качеством материала. Она должна быть проста (легко воспринимаема), экологична (выполнена из натуральных материалов), терапевтична по цвету ( ткань лучше брать пастельных тонов), приятна на ощупь (поэтому фланель и натуральный флис - наиболее подходящи).

Эти куклы, о которых сейчас пойдет речь, могут быть самыми первыми для ребенка. Играть он ими еще не будет, но закусывать ручки-узелки, хватать мягкое фланелевое тельце и радоваться тому, как мама сама придает встречный жест куколке - точно будет! Куклы - присутствующие...

Делаются они очень просто и быстро. Собственно, иголка нужна здесь только для обработки краев, которая в спонтанном домашнем варианте и необязательна.

Для розовой куклы берется кусок фланели 50х50 см, для желтой - 40х40 см. Тона выбираем пастельные, не раздражающие взгляд ребенка. Головка куклы-уголка высотой 7 см, для свивальной - 6 см.

Процесс изготовления хорошо виден на фото. Головки просто вкладываются в середину ткани и обвязываются, при этом складочки максимально стягиваются к затылочку. Низ у розовой куклы зашивается, а у желтой нет: уголки разводятся, формируя ножки. На всех концах завязываются прочные узелки. Розовой кукле добавляется шапочка в тон, а желтенькая свивается ленточкой или тесьмой.

Особенно хорошо, когда по низу куколки-уголка и по краю шапочки вышит простой орнамент, например, тамбурным швом... А ленточки не обязательны, здесь - для красоты. Впрочем, некоторые мамы кукле-уголку шьют и воротничок, и бубенчик в шапочку вкладывают. А свивальная куколка может сопровождать ребенка очень долго. Года в 4-5 ей может быть сшито даже простое платье.

И не рисуйте-не вышивайте куклам глазки и ротик! Не мешайте детскому воображению и не перегружайте деталями завершенность и цельность образа! Эти детали появятся позднее...

Блог Аллы Ланцман

Куклы для детей от 1,5 до 3-4 лет

Вслед за узелковыми куклами следуют куклы с боле оформленным телом. Это все те же куклы-подушки, с хорошо оформленными ручками и мягкой нижней частью – их еще называют «ласкательные куклы», и куклы в комбинезончике – в пришивной одежде. Пропорции? Как видно из схемы, остаются прежними.

Пока ребенок не в состоянии одеть куклу, лучше, если одежка будет неснимаемой. Возможен простой фартушек на резинке или легко снимаемая жилеточка. Такая кукла может уже быть персонажем игры, которая перерастает в сюжетную – для нее требуются различные персонажи. В этот момент хороши маленькие игровые куколки – их легко «превращать» в любое действующее лицо игры.. Куклы набиты довольно плотно, так чтобы тело имело определенную ориентацию в пространстве, но в то же время кукла могла сидеть и сгибать ручки – «управляться» ее обладателем. Вот несколько примеров кукол для детей, не достигших возраста ролевой игры (лет до 4-5):

         

Еще несколько замечаний. Лицо у куклы теперь прорабатывается сильнее. Обозначаются глазные впадины, вышиваются глазки и ротик. Черты лица носят условный характер, чтобы эмоции куклы ребенок мог вообразить сам – тем самым мы даем пищу для его фантазии. Волосы у куклы еще необязательны, и даже излишни. Поэтому лучше, если кукла будет в пришитой шапочке. Но кукол приобретают чаще всего мамы, а они прежде всего полагаются на свой вкус и симпатии, а потому иногда приходится идти на компромиссный вариант – волосы вышиваются, но на головке еще надета шапочка. К тому времени, когда ребенок научится причесывать или заплетать волосы у куклы, шапочка снимается.

Еще на фото видно, что ножки у кукол тоже оформлены по-разному. Иногда они просто заканчиваются естественными округлостями, иногда - слегка сгибаются и в таком положении закрепляются . А порой они вшиваются отдельно, будучи выполненными из трикотажа телесного цвета.. Эти нюансы связаны с особенностями каждого ребенка и со степенью освоения-овладения им собственными движениями.

Возможно, эти нюансы кому-то кажутся излишними, но воспитание ребенка штука очень тонкая.

Блог Аллы Ланцман

Вальдорфские куклы для детей от 4,5 - 5 лет

Этот возраст отмечен началом сюжетно-ролевой игры. Ребенок охотно принимает какую-нибудь роль и с удовольствием ее разыгрывает, "живет" в ней. Наиболее распространенный сюжет игр - в  семью. И здесь кукла становится главным персонажем игры и объектом ухода. Сама кукла становится сложнее: у нее может быть намечен большой пальчик,  сформированы ступни, свободнее двигаются ножки и ручки. На схеме видны пропорции кукол  и усложнение в проработке тела. Волосы у таких куколок в большинстве случаев делаются с расчетом, что их можно расчесывать и укладывать в прическу. Разнообразной становится и одежка - ведь теперь пальчики ребенка настолько ловкие, что им под силу и застегнуть пуговичку, и завязать тесемки, и натянуть штанишки,  и заправить рубашечку! Кукла в этом возрасте может дать  импульс и к началу самостоятельного шитья одежки для куклы!

Хорошо, когда кукла несколько похожа на ребенка. В идеале это достигается тем, что куклу шьет мама. Никто, как она, не чувствует своего ребенка, не знает его особенностей - все это чудесным образом обязательно передается и кукле. Мастерица, которая делает куклу ребенку по просьбе родителей, может постараться  выразить пожелания родителей и вложить в куклу свое теплое отношение к будущему хозяину или хозяйке куклы! Насколько многообразны могут быть куклы-голыши, или куклы-для-одевания, как их еще называют, можно судить по фото, здесь представленным. Вот куколки, который сшили мамы из жж самостоятельно. Мне очень хочется их показать -для некоторых это был первый опыт. Но посмотрите,  какие чудесные куклы!

 

 

Блог Аллы Ланцман

Нужны ли куклы мальчикам?

Конечно, нужны. Только они играют в них несколько иначе, чем девочки. И их игра с куклой может быть не такой выраженной, что ли, как у девочек. Здесь многое зависит от внимания и организации игрового уголка родителями. Первая кукла - спальная - универсальна. Кукла побольше - часто посредник между родителями и ребенком ("Будет твоя кукла с нами историю слушать? А смотреть, как мы рисуем?"). Большая, голыш, требующая ухода - одевания, укладывания спать - может быть не так интересна мальчику, в зависимости от поведения папы в семье. Но даже ее присутствие рядом с кроватью, с рабочим столом ребенка, обращение к ней время-от-времени мама как к другу сына - действует благотворно. Игра мальчиков более интенциональна - им больше нравится самим проявлять активность, чем имитировать активности кукол. Но игровые куколки - пассажиры машин, путешествующие человечки (вспомните солдатиков), как действующие персонажи, мальчиков привлекают часто. Мужское - больше волевое, женское - душевное, это и данность и направление гармонизации. Правильно вписанная в игру мальчика кукла (правильное обращение с куклой! как с человеком, а не объектом) делает его более чутким социально, душевно. Акцент же на машинки делает мальчика более сведущим. адаптированным к миру техническому, не человеческому. Но навязывать куклу мальчику, безусловно, нельзя.

Это очень распространенная среди современных  мальчишек "беда" (хотя здесь кавычки можно смело опустить) - захваченность игрой в машинки. Более остро переживающие движение, мальчики, особенно городские, испытывают  серьезный дефицит и реального  движения (речь идет не о спортивных секциях, но о возможности именно свободного движения - бегать , прыгать, лазать по деревьям, взбираться на горки и проч). Да и игрушек с простым механическим движением в детской комнате мальчиков  встречаются редко - все больше - на пультах управления , кнопках, заводные. Это отдельная, серьезная тема разговора. Но  в контексте данной заметки можно с определенностью сказать еще раз - правильно культивируемая  в детском пространстве кукла для мальчиков - совершенно необходимый персонаж!!

photophotophotophotophotoБлог Аллы Ланцман

Статья подготовлена на основе материала, любезно предоставленного автором.

Источник: Ярмарка Мастеров

Задать вопросы и пообщаться на эту тему можно здесь

Кукла мама своими руками фото
Кукла мама своими руками 24
Кукла мама своими руками 85
Кукла мама своими руками 17
Кукла мама своими руками 27
Кукла мама своими руками 87
Кукла мама своими руками 26
Кукла мама своими руками 4
Кукла мама своими руками 99
Кукла мама своими руками 77
Кукла мама своими руками 80
Кукла мама своими руками 8
Кукла мама своими руками 43
Кукла мама своими руками 81
Кукла мама своими руками 24
Кукла мама своими руками 30
Кукла мама своими руками 77
Кукла мама своими руками 8
Кукла мама своими руками 69
Кукла мама своими руками 79
Кукла мама своими руками 12